В статье рассмотрены научные подходы к понятию «поколение» и его классификация, уточнена социально-экономическая категория «младшее поколение». Понятие «поколение» присутствует во многих сферах науки, затрагивающих проблемы развития общества. Однако единого определения не существует. В основном выбор критерия его описания зависит от целей и задач, которые преследует ученый, а также ограничен областью научного знания, в рамках которого проводится изучение. Исследования проблем развития поколений можно встретить в работах таких авторов, как И.В. Бестужев-Лада, М.Б. Глотов, Б. Дубин, Е.И. Иванова, В.Т. Лисовской, Х. Ортега-и-Гассет, А.П. Рославский-Петровский, К. Маннгейм, В.В. Семенова, Я.С. Улицкий, Б.Ц. Урланис и др. Одним из признаков принадлежности к поколению являются определенные возрастные границы (старшее, среднее, младшее). При этом в научной литературе нет четкого определения категории «младшее поколение». Установлено, что младшее поколение неразрывно связано с таким периодом в жизни человека, как «детство». Однако и здесь возникают проблемы с множеством периодизаций и неоднозначностью определения возрастных границ детства. В результате затруднительным становится проведение сравнительного анализа при использовании достижений ученых в различных областях знаний. В связи с этим автором уточняется понятие «младшее поколение», представляющее собой социально-демографическую группу населения, возрастные границы которой составляют от рождения до 17 лет (включительно). Она состоит из нескольких значительно различающихся по своим характеристикам групп (до 1 года, преддошкольники, дошкольники, младшие школьники, подростки) и отличается от других групп наследственным уровнем здоровья, физиологической незрелостью, материальной зависимостью (на иждивении родителей или государства), составом агентов (сверстники, родители, учителя) и институтов (семья, школа, государство и др.) социализации, потребностями. Необходимость использования данного понятия обусловлена, с одной стороны, возможностью междисциплинарного исследования (например, медико-социологического, экономического), с другой – применением научных результатов из различных областей знаний
Ключевые слова
дети, поколение, младшее поколение, классификация поколений, детство