Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
05.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социальные проблемы развития территорий"

Социологическое знание – в систему управления (на примере восприятия экономической ситуации молодежью)

Каминский В.С., Дементьева И.Н.

№7 (27), 2015

Каминский В.С., Дементьева И.Н. Социологическое знание – в систему управления (на примере восприятия экономической ситуации молодежью) // Вопросы территориального развития. 2015. № 7 (27). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1520

Актуальность исследования общественного мнения (в том числе с учетом его территориальной специфики) обусловлена приоритетами государственной политики. Социологическая наука играет важнейшую роль в формировании систем обратной связи между властью и обществом. Одним из наиболее важных объектов социологических исследований является молодое поколение как главный ресурс будущего развития России. Целью исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, выступило изучение восприятия молодым поколением экономической обстановки в стране и регионе и личного материального положения. Осуществлен сравнительный анализ общественного мнения молодежи и остального населения. Социологический мониторинг позволяет получить результаты о самооценках людьми своего материального положения, социального самочувствия, что является важной информацией для органов власти. Однако для того, чтобы социологическое знание стало играть важную роль в системе управления, необходимо стремиться к соблюдению следующих условий: социологическая информация, которая предоставляется органам власти, должна быть регулярной и научно обоснованной, в отчетной документации органов государственного управления должны присутствовать индикаторы, отражающие ключевые показатели общественного мнения. Социологическое исследование общественного мнения, проведенное на примере конкретной социально-демографической группы, показало, что оценки молодыми людьми экономической ситуации, а также личного материального положения по сравнению с суждениями остального населения более позитивны. Во многом это связано с физическими и психологическими особенностями данной возрастной группы. За период 2000 – 2014 гг. в динамике суждений молодежи отмечаются существенные позитивные изменения. Однако за 2011 – 2014 гг. положительной динамики не выявлено: не изменились показатели покупательной способности и социальной самоидентификации, ухудшились характеристики экономического положения области, увеличился удельный вес пессимистических прогнозов относительно будущего российской и региональной экономики. Подобные тенденции могут повлечь за собой ухудшение социального самочувствия и рост протестного потенциала в данной социальной группе

Ключевые слова

социальное самочувствие, молодёжь, мониторинг общественного мнения, государственное управление, покупательная способность, социальная самоидентификация

Полная версия статьи