К конституционным, имеющим непосредственное отношение к тематике территориального развития отнесены положения о государственном единстве и целостности территории РФ, равноправии субъектов РФ, общественном самоуправлении, единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, соглашениях между республиками, областями, краями, автономной областью и автономными округами. Данная тематика представлена в рамках тех проблем территориального развития, которые трактуются как «расхождения» между правовыми нормами федерализма и реальными практиками в области региональной политики. Такого рода расхождения особенно заметны в части полномочий «совместного ведения», что показано на примере регулирования отношений собственности, ценовой, налогово-бюджетной и кредитной политики. Подчеркнуто, что совершенствование отношений экономического федерализма во многом зависит от понимания соотношения двух вертикалей власти (государственной и непосредственно народной) и трех их уровней (федерального, регионального и местного). Относительная автономия властных структур не должна стать препятствием для пространственной интеграции. Ее усиление связано прежде всего с развитием «соседских отношений» между территориально-общинными образованиями, районами и городами, субъектами федерации
Ключевые слова
государственное управление, конституция, экономический федерализм, общественное самоуправление, пространственная интеграция, регионы-соседи