Статья освещает концептуальные и инструментальные проблемы оценки качества органов исполнительной власти в сфере общественной безопасности и правопорядка в контексте межрегиональных сопоставлений. В качестве источника информации используются официальные данные Министерства Внутренних дел РФ, конкретизируемые по субъектам России и категориям преступлений. Автор доказывает, что официальные данные не отражают реальных различий в качестве государственного управления в регионах по причине влияния на результаты целого ряда статистических артефактов (среди них: изъяны учета и формальность критериев ведомственного контроля) и социокультурных различий, которые сами по себе не могут фиксироваться формализованными методиками. Это относится к обоим подходам к оценке качества управления – и по результатам деятельности (уровень преступности), и по критериям работоспособности (раскрываемость преступлений). Несмотря на то что в целом уровень безопасности в регионе является важным условием и маркером социального благополучия, а это само по себе выступает признаком качества управления, использовать традиционные показатели уровня преступности и раскрываемости преступлений в оценке результативности и качества работы правоохранительных органов в регионах чрезвычайно затруднительно. Практическое значение статьи заключается в том, что автор очерчивает границы применимости официальной статистической информации для оценки качества государственного управления в сфере общественного порядка. Статья открывает пространство для дискуссии по поводу выбора объективных критериев качества государственного управления в сфере правопорядка, а также поиска переменных, позволяющих оценить влияние экзогенных факторов (религиозный контекст, роль смежных государственных структур, например, прокуратуры, и местных общин) на уровень преступности в регионах России и, следовательно, скорректировать результаты проводимых оценок. Материалы статьи могут быть применены в практической деятельности региональных органов государственной власти в сфере общественной безопасности и правопорядка, а также научными работниками и преподавателями
Ключевые слова
субъекты рф, правопорядок, общественный порядок, общественная безопасность, качество и эффективность органов исполнительной власти