В статье рассмотрена проблема адаптации аспирантов научного учреждения к осуществлению профессиональной деятельности, обоснована значимость психолого-педагогического сопровождения в её решении. Авторами работы проанализированы теоретические подходы к определению понятия «адаптация личности». В институте социально-экономического развития территорий Российской академии наук организована работа по обучению аспирантов на базе Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН. В статье описаны направления работы, применяемые и реализуемые группой психолого-педагогического сопровождения научно-образовательного центра, такие как диагностическое, развивающее и профилактико-просветительское. Представлены результаты диагностики адаптированности аспирантов первого года обучения в трёх аспектах: выявление мотивации обучения и профессиональной деятельности в институте социально-экономического развития территорий Российской академии наук; осознание аспирантами целей, задач, содержания и условий работы в целом; определение степени эмоционального комфорта аспирантов в новых трудовых и учебных условиях, в новом коллективе; определение трудностей, которые могут испытывать молодые аспиранты, и изучение факторов, влияющих на продуктивность их трудовой и учебной деятельности. Рассмотрена динамика полученных результатов по сравнению с показателями прошлых лет. В статье сделан вывод о том, что в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН сформирована продуктивная система работы по сопровождению адаптации молодых специалистов к профессиональной и образовательной деятельности
Ключевые слова
научно-образовательный центр, адаптация, группа психолого-педагогического сопровождения, диагностика адаптированности