В настоящее время рейтинги высших учебных заведений являются важным компонентом мирового рынка образовательных услуг. Они заняли прочные позиции в жизни современных университетов, а их влияние приняло глобальный характер. Рейтинги востребованы, удобны в применении как инструмент сопоставления работы вузов в условиях усиливающейся конкурентной борьбы в мировом научно-образовательном пространстве. Процесс ранжирования университетов в большинстве стран мира расширяется. Участие в мировых рейтингах для российских вузов стало «делом престижа». В статье дается краткий обзор истории становления рейтингов как информационно-аналитического инструмента в оценке деятельности образовательных учреждений. Подробно рассматривается один из общепризнанных глобальных рейтингов – вебометрический рейтинг университетов мира (Ranking Web of World Universities). Предпринята попытка определить положение Российской Федерации и российских вузов в данном рейтинге, а также наметить перспективы дальнейшего развития и соответствующего корректирования веб-политики университетов. На основе анализа предложены общие рекомендации по позиционированию университетов в сети и по совершенствованию их веб-сайтов. Обоснована необходимость планомерной и активной работы вузов по усилению и улучшению своих позиций в глобальных рейтингах университетов
Ключевые слова
рейтинги университетов, оценка деятельности образовательных учреждений, вебометрический рейтинг университетов мира (ranking web of world universities)