Статья посвящена актуальной проблеме роли современной семьи в формировании полноценного здоровья и развитии детей. Представлены результаты медико-социологического исследования «Изучение формирования здорового поколения» с 1995 по 2014 год по нескольким направлениям. Оценено нервно-психическое состояние детей младшего, среднего школьного, подросткового возраста. Показано влияние экономических, психологических, социальных характеристик семьи, а также межличностных взаимоотношений на развитие детей школьного возраста. Проведен сравнительный анализ по возрастным группам за десятилетний период. Определены критерии нервно-психического развития ребенка, такие как отношения в семье, участие в общественной жизни, интересы, школьная успеваемость, коммуникативные навыки, способность к творчеству. В контексте этого направления показано значение семьи как социального института для развития и воспитания детей, формирования здорового и развитого поколения. Актуальность проводимых исследований в Вологодской области обусловлена необходимостью активизации профилактической работы по здоровьесбережению и созданию условий для полноценного развития детского населения. Результаты мониторинга могут быть использованы и в других регионах для принятия научно обоснованных решений по изучаемым проблемам, организации системы превентивной работы на всех уровнях власти
Ключевые слова
семья, социальный институт, социальные факторы, социальная адаптация ребенка, развитие личности