Проблема государственного (муниципального) долга в последние годы носит характер одной из самых насущных в экономической жизни России. Различные аспекты этой проблемы нашли отражение в ряде работ экспертов и ученых [1, 2, 4, 5, 6, 8, 13, 15]. Разновекторность форм воздействия долга на экономику вызывает необходимость рассмотрения государственного (муниципального) долга в качестве объекта управления и регулирования. Сегодня уже принято говорить не просто об управлении долгом, а о долговой политике, являющейся частью бюджетной политики. Вместе с тем существенным недостатком управления субфедеральными долгами является отсутствие законодательно закрепленных целей заимствований, неопределенность пределов полномочий и ответственности органов власти. Высокий уровень государственного долга явился ключевой особенностью функционирования территориальных бюджетных систем в 2009 – 2014 гг. Долговые проблемы стали охватывать не только крупные региональные бюджеты, но и бюджеты муниципальных образований, ранее не имевших долговых обязательств или отличавшихся минимальной долговой нагрузкой. Проблема муниципального долга усугубляется межбюджетной политикой, формируемой вышестоящими органами управления. По аналогии с Правительством РФ, проводящим централизацию бюджетных доходов, региональные власти сокращают нормативы отчислений налогов в местные бюджеты. Так, например, из всего объема налоговых платежей, собранных на территории г. Вологды, в городской бюджет поступает лишь 10%. В условиях острой нехватки финансовых ресурсов для выполнения растущих обязательств по жизнеобеспечению населения местные власти вынуждены осуществлять заимствования, что ограничивает возможности проведения ответственной бюджетной политики и реализации стратегических инвестиционных проектов. Эскалация муниципального долга сопровождается ростом затрат на его обслуживание, что создает определенные трудности для исполнения местных бюджетов. В статье рассмотрено состояние муниципального долга на примере бюджетов городов Вологды и Череповца, выявлены проблемы управления долгом, сделан вывод о неэффективности межбюджетной политики, проводимой в отношении городских округов, предложены первоочередные меры по снижению долговой нагрузки городских бюджетов
Ключевые слова
местный бюджет, городской округ, муниципальный долг, межбюджетная политика