В условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий и все возрастающего их влияния на взаимоотношения власти и общества увеличивается значимость социологических исследований социально-политических настроений интернет-аудитории. Представляется важным определить, в какой степени сфера информационно-коммуникационных технологий развита в стране и регионе, а также проследить динамику взглядов и настроений граждан, активно использовавших всемирную сеть в начале 2010-х годов. В статье рассматриваются результаты социологических опросов населения Вологодской области в 2010 – 2014 гг. Представлен социальный портрет «активных», или «заинтересованных», пользователей – тех, кто получает информацию экономического и политического характера из интернета. Это преимущественно люди среднего достатка, среднего возраста, высокообразованные, жители областного центра. Рассматривается динамика их социально-политических настроений в сравнении двух периодов, наблюдаемых в современной России, – роста и спада протестной активности (2011 – 2012 гг.) и подъема патриотических настроений (2013 – 2014 гг.). Отмечается, что данная категория населения имеет тенденцию к количественному росту и является более «подвижной» в своих социально-политических настроениях, чем остальная часть общества. Взгляды «активной» интернет-аудитории в регионе претерпели значительные изменения на достаточно коротком промежутке времени – от «протестных» до «патриотических». Подчеркивается необходимость дальнейших социологических исследований данной категории населения и учета их социально-политических настроений в региональной политике, особенно в преддверии приближающихся парламентских выборов 2016 года
Ключевые слова
информационное общество, гражданское общество, выборы, информационно-коммуникационные технологии, интернет-
пользователи, социально-политические настроения