Необходимость обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований требует от органов местного самоуправления усилий по формированию собственной производственной и финансовой базы территорий, которая позволит увеличить уровень их экономической самостоятельности. Одной из важнейших задач в этом направлении является создание условий для активизации деятельности малого бизнеса. Развитие малого предпринимательства создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления). Для успешного развития малого бизнеса на муниципальном уровне наличие у его субъектов эффективной организационно-управленческой системы и необходимых средств производства не всегда является достаточным условием. Как правило, значимую роль в этом процессе играют внешние факторы предпринимательской среды, такие как макроэкономические условия, общие характеристики рынка, доступность ресурсов (производственных, финансовых, а также кадровых), административные барьеры. Большинство представленных внешних факторов поддается влиянию органов муниципального управления, где одной из его форм выступают мероприятия, направленные на поддержку малого предпринимательства. Для эффективного управления данным сектором экономики необходимо проведение адекватной оценки функционирования малого бизнеса на муниципальном уровне. В статье, на материалах Вологодской области, представлены основные тенденции развития малого предпринимательства в муниципалитетах, выявлены муниципальные образования с наиболее высоким и наиболее низким уровнем развития малого бизнеса. В результате проведенного исследования были сделаны основные выводы о том, что за последние годы наблюдается сокращение территориальной диспропорции уровня развития малого предпринимательства, а также ухудшение условий, влияющих на развитие предпринимательской деятельности в Вологодской области. Материалы статьи могут быть использованы как для оценки результативности мероприятий по поддержке малого предпринимательства на территории области, так и для определения дальнейшей стратегии действий региональных и муниципальных органов власти и управления по развитию малого предпринимательства
Ключевые слова
муниципальные образования, малый бизнес, малое предпринимательство, типологизация