Статья посвящена возрастающей роли эмоционального состояния личности в любой сфере деятельности, которой занимается индивид, в том числе учебной и профессиональной. В ней обоснована актуальность рассматриваемого вопроса, а также необходимость систематической и целенаправленной деятельности по исследованию эмоционального состояния обучающихся аспирантуры во время учебного или трудового процесса. Представлен опыт функционирования группы психолого-педагогического сопровождения Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Рассмотрены цели и задачи группы, основные направления ее деятельности – диагностическое, развивающее, профилактико-просветительское. В рамках диагностического направления осуществляется исследование эмоциональной сферы аспирантов Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук, которое выявляет эмоциональное отношение респондентов к следующим составляющим: работа, учеба, взаимоотношения с научным руководителем, с коллегами и руководителем отдела. Проанализированы результаты исследования и динамика показателей по каждому исследуемому критерию за период 2009 – 2015 гг. Кроме этого, представлен подробный анализ оценок эмоционального комфорта аспирантов по научным подразделениям, т. к. психологический климат внутри рабочих коллективов напрямую влияет на самочувствие и эмоциональное состояние сотрудников. В качестве подтверждения высоких результатов мониторинга эмоциональной сферы аспирантов приведена динамика их публикационной активности и количества защит диссертационных работ, т. е. тех показателей, которые подтверждают эффективность научной деятельности обучающихся аспирантуры. В заключительной части статьи определены меры, способствующие оптимизации эмоционального комфорта испытуемых, и сформулированы выводы, касающиеся целесообразности дальнейшего развития и совершенствования направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению аспирантов Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук
Ключевые слова
диагностика эмоционального состояния, эмоциональное состояние, динамика эмоционального состояния, психолого-педагогическое сопровождение аспирантов