Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
05.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Экономика территории"

Тревожные перспективы бюджетов российских регионов

Поварова А.И.

№2 (37), 2017

Поварова А.И. Тревожные перспективы бюджетов российских регионов // Вопросы территориального развития. 2017. № 2 (37). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/2200

В декабре 2016 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018–2019 годов». В документе важнейшее место отводится перспективам функционирования территориальных бюджетных систем, взаимодействию между федеральным и субфедеральными бюджетами. При этом отмечается, что бюджетные прогнозы учитывают сложную социально-экономическую ситуацию, обусловленную наличием системных рисков, связанных как с геополитической ситуацией и контрсанкциями, так и с высокой зависимостью российской экономики и бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры. Итоги бюджетного процесса показывают, что давление на территориальные бюджеты не снижается. По расчетам Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук, за 9 месяцев 2016 года половина регионов имели бюджетный дисбаланс. В ряде регионов, являющихся донорами федерального бюджета, отмечалось падение темпов роста налоговых доходов. Продолжается эскалация объема государственного долга, что не позволяет ослабить долговую нагрузку бюджетов регионов, превышающую треть собственных доходных источников. В статье представлены результаты анализа основных параметров бюджетов субъектов РФ на краткосрочную перспективу 2017–2019 годов. Цель анализа заключалась в оценке динамики доходов, расходов, сбалансированности и уровня закредитованности бюджетов регионов. Особый акцент сделан на межбюджетных отношениях, основной качественной характеристикой которых становится постепенное снижение безвозмездной финансовой помощи регионам. Главный вывод исследования состоит в том, что в ближайшие годы не ожидается смены парадигмы бюджетной политики, проводимой федеральным центром и нацеленной не на создание условий для экономического роста, а на жесткую консолидацию. Результатом такой политики будет прогнозируемая стагнация темпов роста всех значимых макроэкономических показателей, в том числе отражающих уровень жизни населения. Информационной базой исследования послужили официальные данные Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы

Ключевые слова

дефицит бюджета, государственный долг, федеральный бюджет, межбюджетные трансферты, кредиты, бюджет субъекта рф

Полная версия статьи