Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
07.10.202410.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Экономика территории"

Муниципально-территориальное устройство в России: адаптация к разнообразию

Ворошилов Н.В.

№2 (37), 2017

Ворошилов Н.В. Муниципально-территориальное устройство в России: адаптация к разнообразию // Вопросы территориального развития. 2017. № 2 (37). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/2202

Местное самоуправление в России, как и во многих странах мира, имеет богатую историю его становления и развития. С принятием федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и реализацией очередной муниципальной реформы к 1 января 2009 года на всей территории страны была выстроена единая система управления на местном уровне. Вместе с тем сформировать по-настоящему самостоятельный и самодостаточный, самый нижний, наиболее приближенный к населению уровень власти в полной мере пока не удалось в силу разных причин. Одной из них является неэффективность системы муниципально-территориального устройства: сетка (границы) муниципалитетов была сформирована без учета наличия соответствующей ресурсной базы и обеспечения их финансово-экономической самостоятельности. Поэтому в ряде поселений до 70% объема расходов местного бюджета направляется на обеспечение функционирования органов местного самоуправления. В связи с этим важным является изучение особенностей, тенденций и проблем муниципально-территориального устройства в России и на основе полученных результатов обоснование рекомендаций по повышению эффективности организации системы местного самоуправления, что и явилось целью проведенного исследования. В статье помимо анализа статистических данных использованы результаты проводимых сотрудниками Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук опросов глав муниципальных образований Вологодской области. Показано, что муниципалитеты России значительно различаются по их размерам и численности населения. Вместе с тем процессы их преобразования (объединения, разделения, изменения статуса) в большинстве случаев не дают достаточного эффекта для дальнейшего развития территорий. Так, по итогам 2015 года положительно оценили результаты объединения лишь 14% опрошенных глав сельских поселений Вологодской области. Для решения обозначенных проблем предложен алгоритм формирования оптимального муниципально-территориального устройства, а также рекомендации по корректировке соответствующей нормативно-правовой базы, адаптированные к разнообразию территорий России. Кроме того, в качестве дискуссии обозначена проблема законности имеющейся в настоящее время в ряде субъектов РФ практики преобразования муниципальных районов в городские округа, прямо не предусмотренной действующим законодательством. Таким образом, это может послужить основой для дальнейших исследований по данной тематике

Ключевые слова

местное самоуправление, муниципальные образования, регион, опрос, муниципально-территориальное устройство

Полная версия статьи