Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
22.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социальные проблемы развития территорий"

Междисциплинарный подход к изучению понятия «детство»

Разварина И.Н.

№5 (40), 2017

Разварина И.Н. Междисциплинарный подход к изучению понятия «детство» // Вопросы территориального развития. 2017. № 5 (40). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/2421

Необходимость создания целостного представления о закономерностях становления личности ребенка в обществе, потребность углубленного понимания детства, развития ребенка с точки зрения этнографии, социологии, экологии, антропологии высказывается многими учеными. На современном этапе слабо развит междисциплинарный подход к исследованию детства, не разработан единый методологический инструментарий комплексного изучения его потенциальных возможностей, что подтверждает актуальность исследований по данной тематике. Цель рукописи – представить теоретический обзор различных подходов к понятию «детство», обосновать необходимость междисциплинарного подхода к его изучению. В статье детство рассмотрено с точки зрения различных дисциплин: психологии, педагогики, медицины, юриспруденции, социологии, экономики. Показана сущность понятия с точки зрения различных научных дисциплин, рассмотрены специфика изучения, необходимость междисциплинарного подхода к обобщению полученных знаний о потенциале и проблемах детства. В качестве информационной базы использованы научные публикации отечественных и зарубежных исследователей, международные, федеральные нормативно-правовые документы в области охраны прав и интересов ребенка. Проведенный анализ показал, что в настоящее время нет единой трактовки термина «детство» вследствие многообразия его содержания и связей с обществом, что предопределяет необходимость комплексного познания детства: раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры процесса развития ребенка, его роли в обществе, выявления фактических и потенциальных возможностей детей, особенностей их адаптации и социализации. Это предусматривает необходимость разработки методологического инструментария для изучения детского населения, основное предназначение которого – получение полной информационной базы о нем. Это, в свою очередь, позволит создать условия для реализации потенциала каждого ребенка, формирования достойной жизненной перспективы: образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально-позитивных видах деятельности. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их для изучения детского населения и формирования адресных рекомендаций по наиболее полному использованию его потенциала

Ключевые слова

социализация, детское население, детство, междисциплинарный подход, возрастное развитие, потенциал ребенка

Полная версия статьи