Малый бизнес является самостоятельным сектором рыночной экономики, оказывающим значительное влияние на социально-экономическое развитие как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Малый бизнес создает предпосылки для ускоренного экономического роста, выступает в качестве важного механизма диверсификации реального сектора экономики, а также инструмента в части решения существующих социальных проблем общества. В то же время проводимая органами государственной власти и управления политика в отношении малого бизнеса зачастую носит несистемный характер и отличается недостаточно высокой степенью эффективности. Одной из причин сложившейся ситуации является то, что при формировании политики не учитывается влияние малого бизнеса в экономике регионов. В связи с этим целью данного исследования является определение роли малого предпринимательства в социально-экономическом развитии территорий. Для этого авторами статьи была предпринята попытка типологизировать субъекты РФ исходя из вклада малого предпринимательства в их социальное, экономическое и инвестиционное развитие.
В статье подробно изучены существующие подходы к типологизации субъектов РФ по вкладу малого предпринимательства в социально-экономическое развитие, разработана авторская методика типологизации; проведена ее апробация на материалах субъектов РФ за период 2009–2016 гг.; интерпретированы полученные результаты, на основе которых сделан вывод о том, что в РФ высокий уровень вклада малого бизнеса в экономику определяет его значительную роль в социальной сфере и движении инвестиционных ресурсов. Порядка 25% регионов (21 субъект) демонстрирует высокую степень влияния малого предпринимательства на социально-экономическое развитие. В работе применяются системный и современные методы исследований: экономико-статистический, логический, табличный. Материалы могут быть использованы научными сотрудниками, аспирантами и студентами, а также всеми интересующимися проблемами развития малого предпринимательства и региональной экономики
Ключевые слова
экономический рост, малый бизнес, предпринимательство, регионы, тенденции, типологизация