Как показывает российская практика, только государственной аккредитации недостаточно для обеспечения качества высшего образования: подавляющее большинство вузов имеет государственную аккредитацию образовательных программ, но общество убеждено в низком качестве образования. Одним из эффективных инструментов достижения мировых стандартов, к которым стремятся национальные системы высшего образования, является профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. В связи с этим целью настоящей статьи является изучение сущностного содержания, причин появления и особенностей нормативно-правового регулирования профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Для достижения указанной цели в статье отражен зарубежный и отечественный опыт становления аккредитации в сфере высшего образования, проведена сравнительная характеристика видов аккредитации, существующих в Российской Федерации – государственной, общественной и профессионально-общественной, выявлены существенные отличия между ними. На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представлены порядок проведения и процедура профессионально-общественной аккредитации. Также показана реализация процесса нормативного, методического и инфраструктурного сопровождения данного института на современном этапе. На основе результатов работ отечественных исследователей выделены факторы, сдерживающие развитие профессионально-общественной аккредитации. Основным итогом исследования является определение необходимости развития и поддержки института профессионально-общественной аккредитации как на государственном уровне, так и на уровне общественности и работодателей, а также стимулирования использования высшими учебными заведениями профессионально-общественной аккредитации. Материалы статьи могут быть использованы образовательными организациями для решения вопросов участия в профессионально-общественной аккредитации, выбора аккредитующей организации, подготовки документов и др
Ключевые слова
оценка качества высшего образования, аккредитация, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ