Статья посвящена одному из наиболее значимых аспектов успешной социализации подростков – выбору профессии. В ней обоснована актуальность рассматриваемого вопроса, а также роль своевременной профориентационной работы. Цель исследования – выявление проблем выбора профессии, с которыми сталкиваются обучающиеся выпускных классов МОУ «Лицей № 32» г. Вологды. Для ее достижения был решен ряд задач. Во-первых, проанализированы теоретические аспекты выбора профессии обучающимися старших классов. Во-вторых, дан анализ результатов, полученных при проведении анкетного опроса школьников МОУ «Лицей № 32» г. Вологды. В-третьих, определены основные проблемы выбора профессии выпускниками МОУ «Лицей № 32» г. Вологды. В-четвертых, сформулированы практические рекомендации по устранению выявленных проблем. Для достижения поставленной цели использованы традиционные общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. На основании анализа многочисленных исследований дана трактовка терминов «выбор профессии» и «профориентационная работа», выделены этапы формирования осознанного выбора профессии. Автором проведен анкетный опрос обучающихся выпускных классов МОУ «Лицей № 32» г. Вологды, выявивший проблемы в их профессиональном самоопределении, в числе которых отсутствие навыков результативного использования ресурсов интернета для поиска необходимой информации. Сделан вывод о том, что подавляющее большинство обучающихся мотивированы на продолжение обучения, но не в своем регионе. В целом результаты проведенного анкетного опроса косвенно свидетельствуют о трудностях выбора профессии старшеклассниками и о необходимости расширения профориентационной работы в образовательной организации. Научная новизна выполненного исследования заключается в том, что впервые был проведен анкетный опрос выпускников МОУ «Лицей № 32» на предложенную тему, выполнен анализ научных результатов, сформулированы конкретные предложения по решению выявленных проблем. Полученные результаты могут быть полезны педагогам общеобразовательного учреждения и родителям школьников. В качестве перспективы дальнейшей научно-исследовательской работы можно отметить проведение комплексного анализа профориентационной работы в МОУ «Лицей № 32»
Ключевые слова
профессиональный выбор, профориентация, профориентационная деятельность, профориентационное самоопределение