Цифровизация позиционируется как некий тренд будущего развития современного человечества. Цифровые технологии создают новые возможности для коммуникации, требуют повышения уровня образованности, освоения новых практик взаимодействия. Происходит формирование цифрового сознания и установок, изменения касаются и системы ценностей. Цифровая среда противоречива по своему воздействию на человека. Она может как расширить возможности его доступа к информации до включения в глобальное пространство, так и сузить жизненный мир индивида до минимума, измеряемого размером диагонали цифрового устройства. Возникают новые виды рисков. Это, прежде всего, касается молодежи, ее потребностей в использовании цифровых технологий. Важно выявить как готовность молодых людей к этим переменам, так и наличие возможностей для реализации новых паттернов. Именно у молодежи формируется цифровое сознание, возникают иные стереотипы и поведенческие практики, касающиеся взаимодействия и кооперации в сетях. Формируются субъекты цифрового общества. Отметим, что в крупных городах включение в цифровую среду происходит быстрее. Однако значительная часть молодежи проживает в малых городах и в сельской местности, что создает ограничения и объективного, и субъективного характера для включения в цифровое пространство. Трактовка цифровой среды как новой фазы цивилизации, основным продуктом развития которой являются знания, базируется на идеях, высказанных ее исследователями. Прежде всего, это идеи М. Кастельса и его последователей: Э. Шмидта, Дж. Коэна. Среди отечественных выделим позицию А.И. Агеева, М.А. Аверьянова и ряда других ученых. Целью исследования является рассмотрение текущего состояния цифровой компетентности в зависимости от пространственного распределения молодежи в регионе и самооценка имеющейся готовности к функционированию в цифровой среде. Эмпирической базой работы послужили результаты опроса, проведенного среди населения Вологодской области по многоступенчатой, районированной с квотным отбором единиц наблюдения на последней ступени выборке. Исследование показало наличие значительных проблем в процессе освоения молодыми людьми необходимых компетенций для использования цифрового пространства
Ключевые слова
молодёжь, цифровизация, субъекты цифрового общества, цифровые компетенции