В статье рассматриваются актуальные проблемы повышения качества высшего профессионального образования в современной России, охватывающие широкий круг вопросов исторического, финансово-экономического, социального, правового, духовно-нравственного и инструментального характера. Коммерциализация деятельности госвузов развивалась усиленными темпами за все годы существования современной России и продолжается по сей день. Именно она является главной причиной снижения качества высшего профессионального образования в РФ. Автор не одобряет копирование западных норм образования в России и предлагает базироваться, прежде всего, на собственных моделях и отечественных традициях развития и модернизации образования при дальнейшем реформировании отечественной системы образования. Особое место уделяется рассмотрению актуальных вопросов по широкому использованию современных видов информационных и цифровых технологий в сфере образования, включая высшее профессиональное образование (компьютерные, цифровые, интернет, мобильная связь и др.), как важнейших составляющих элементов повышения его качества. При этом автор признает и доказывает, что в силу чрезмерного и неэффективного использования указанных технологий в учебном процессе отдельных вузов страны они не всегда приводят к положительным результатам в области повышения качества высшего профессионального образования. Автор считает необходимым разработать новые, дополнительные правовые основы для законодательного регулирования всех этих вопросов в комплексе. В заключительной части статьи предложены основные пути решения проблем, связанных с повышением качества высшего профессионального образования в России, которые могут в дальнейшем стать неотъемлемой частью утвержденной новой Национальной доктрины развития образования РФ на долгосрочную перспективу
Ключевые слова
высшее профессиональное образование, отечественная система образования, повышение качества высшего профессионального образования, коммерциализация деятельности госвузов, информационные и цифровые технологии в сфере образования