В настоящее время процессы цифровизации экономики регионов и отдельных хозяйствующих субъектов, в первую очередь субъектов малого и среднего предпринимательства, вызывают особый интерес у представителей научного, экспертного, политического сообществ. Это обусловлено не только кардинальным изменением подходов к ведению бизнеса, подразумевающим абсолютно новые стратегии взаимодействия с контрагентами, клиентами, контролирующими органами и пр., но и глобальными вызовами (пандемия COVID-19, санкции, обострение внешнеполитической ситуации), с которыми Россия столкнулась в последние годы. В связи с этим необходимы подробный анализ деятельности исследуемого объекта (малого и среднего предпринимательства) в условиях цифровизации с выделением его специфических особенностей, определяемых внутренними факторами и факторами внешней среды, а также идентификация барьеров, препятствующих его развитию, поиск и научное обоснование способов их преодоления. Попытка такого анализа предпринята в контексте проведенного исследования. Научная проблема, поднимаемая в статье, заключается в наличии полярных позиций авторов относительно характера влияния процессов цифровизации на субъекты малого и среднего предпринимательства. Более того, нет единства мнений ученых по поводу того, каким образом особенности пространственного развития определяют специфику процессов цифровизации бизнеса. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке классификации барьеров, препятствующих проникновению процессов цифровизации в предпринимательские фирмы. Эта классификация позволяет учесть специфику данных процессов в зависимости от размера компании и уровня социально-экономического развития регионов. Практическая значимость результатов обусловлена возможностью использовать разработанные предложения, направленные на преодоление барьеров цифровизации, органами федеральной и региональной власти, а также непосредственно самими субъектами предпринимательства, которые столкнулись с проблемами на пути перехода к цифровизации своей деятельности
Ключевые слова
цифровизация, малое и среднее предпринимательство, регион, барьер, способ, решение