Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
05.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Гуманитарные науки"

Влияние психолого-педагогических условий на процесс адаптации школьников НОЦ ИСЭРТ РАН

Соколова Д.В.

№2 (12), 2014

Соколова Д.В. Влияние психолого-педагогических условий на процесс адаптации школьников НОЦ ИСЭРТ РАН // Вопросы территориального развития. 2014. № 2 (12). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1388

Данная статья отражает сущность направления деятельности Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук, которое ориентировано на адаптацию школьников первого года обучения. Обозначена актуальность создания психолого-педагогических условий для эффективности прохождения периода адаптации к новому образовательному учреждению. Раскрыты понятия адаптации, адаптированности, условий. Выделены особенности периода адаптации личности, которые характеризуют его как динамический процесс. Применительно к системе образования использовано понятие «психолого-педагогические условия», под которым понимаются конкретные способы педагогического взаимодействия. Представлена характеристика трёх групп психолого-педагогических условий: информационные, технологические, личностные. Сделан вывод о том, что психолого-педагогические условия являются фактором воздействия на личность школьников в процессе их адаптации к новому образовательному учреждению, коллективу, преподавателям и др. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН, в котором ведётся подготовка школьников, является ярким примером реализации комплекса мероприятий, направленного на эффективность процесса адаптации обучающихся первого года обучения в Научно-образовательном центре Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Данные мероприятия можно разделить по направлениям: психолого-педагогическая диагностика, проведение курсов психологических дисциплин «Азбука общения», сопровождение учебного процесса, привлечение школьников к участию в различных мероприятиях и работа с родителями. Применение данной системы способствует формированию психолого-педагогических условий, которые ускоряют процесс адаптации школьников к новым реалиям. Об этом свидетельствуют высокие результаты диагностики уровня адаптированности школьников первого года обучения в 2013/2014 уч. году. Также в статье представлена динамика показателей адаптированности школьников в период 2009/2010 – 2013/2014 уч. гг. Реализация комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятной психологической атмосферы, способствует успешному завершению процесса адаптации школьников

Ключевые слова

адаптация, адаптированность, особенности адаптации личности, психолого-педагогические условия, группы психолого-педагогических условий, комплекс мероприятий, ноц исэрт ран

Полная версия статьи