Процесс развития ребенка тесно связан с характеристиками среды жизнедеятельности. Весьма значимую роль в формировании и развитии личности играют такие социальные институты, как семья, здравоохранение, образование. Одними из важных направлений в области фундаментальных исследований по проблемам здоровьесбережения, воспитания и обучения детей являются: изучение закономерностей роста, развития и формирования здоровья человека от рождения до зрелого возраста; разработка новых возрастных нормативов развития детей и подростков; определение критериев оценки адаптационных возможностей школьников к учебным нагрузкам и к воздействию определяющих факторов среды; разработка новых технологий сохранения здоровья, основанных на прогнозе адаптации, повышении потенциальных резервов организма и воздействии на факторы риска. В статье представлены результаты исследования состояния здоровья обучающихся 5 – 11 классов Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий РАН в рамках проекта при поддержке РНФ «Качество детского населения в контексте модернизации России» в 2015 году.
Цель – выявить и обосновать влияние состояния детского здоровья на формирование личностных качеств школьников подросткового возраста в соответствии с требованиями современного инновационно ориентированного общества. Исследование базируется на статистических и социологических данных. Использованы данные Федеральной службы государственной статистики, Департамента здравоохранения Вологодской области, ГУЗ ДЗ ВО «МИАЦ», результатов медико-социологического проспективного мониторинга «Изучение условий формирования здорового поколения», проводимого Институтом социально-экономического развития территорий РАН с 1995 года на территории Вологодской области [15]. В контексте этого направления показано значение состояния здоровья детей как одного из приоритетных факторов формирования личностных качеств детей, необходимых для успешного обучения в школе. Обоснована возможность практического применения результатов исследования для принятия управленческих решений на разных уровнях власти: для эффективной организации образовательного процесса, повышения уровня медицинской активности родителей, профилактики нарушений формирования личностных качеств у ребенка
Ключевые слова
здоровье, обучение, адаптация, образовательный процесс, личностные характеристики