Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
22.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Гуманитарные науки"

Теоретические аспекты оценки качества и эффективности подготовки аспирантов

Кельсина А.С.

№1 (36), 2017

Кельсина А.С. Теоретические аспекты оценки качества и эффективности подготовки аспирантов // Вопросы территориального развития. 2017. № 1 (36). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/2135

Внимание и требования к современному высшему образованию усилились как со стороны работодателей, так и со стороны общественности и власти. Несмотря на множество проблем в системе образования, проблема качества подготовки специалистов, в том числе и в аспирантуре, является наиболее актуальной. Система высшего образования, важное место в которой занимает аспирантура, призвана способствовать формированию специалистов, отвечающих потребностям современной экономики, социальной сферы, управления и обладающих прочными профессиональными знаниями и умениями, инновационным мышлением. Цель данной статьи – анализ различных подходов к оценке качества и эффективности подготовки кадров в аспирантуре. Проблема оценки качества образования – это интегральная, междисциплинарная проблема, решение которой требует систематизации опыта и исследований в разных научных областях. Оценка качества образования рассматривается как стандартизованный процесс, призванный определить степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону, нормам, зафиксированным в нормативных документах, и направленный на установление состояния системы образования и динамики ее развития. Программы аспирантуры сегодня реализуются на основе федеральных государственных образовательных стандартов, в которых содержатся соответствующие нормы и требования. Но данные нормы и требования направлены на оценку результата и условий подготовки, они не учитывают непосредственный процесс подготовки аспирантов. Необходимо использовать очень близкое к понятию «качество» понятие «эффективность», неоднозначное с точки зрения применения к сфере образования. В то же время при оценке эффективности любой деятельности нужна как четкая фиксация целей этой деятельности, так и разработка системы индикаторов для оценки результативности каждого процесса, направленного на достижение этих целей. Оценка эффективности такого института подготовки научно-педагогических кадров, как аспирантура, является сложным и многоаспектным процессом. При этом актуальной была и остается разработка простой и понятной методики комплексной оценки эффективности аспирантуры

Ключевые слова

аспирантура, качество подготовки аспирантов, федеральный государственный образовательный стандарт, эффективность аспирантуры

Полная версия статьи