Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
18:0723.07.201807.2018с 01.01.2018
Просмотры11 (30*)6838093
Посетители22 (48*)11029207
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социальное развитие территорий"

Мотивы и условия творческой трудовой активности населения

Леонидова Г.В., Устинова К.А., Гордиевская А.Н.

№3 (43), 2018

Леонидова Г.В., Устинова К.А., Гордиевская А.Н. Мотивы и условия творческой трудовой активности населения // Вопросы территориального развития. 2018. № 3 (43). DOI: 10.15838/tdi.2018.3.43.2

DOI: 10.15838/tdi.2018.3.43.2

На современном этапе развития общества неуклонно повышается значение творческой трудовой деятельности. Доля инновационной продукции в России составляет сегодня 12% (по оценкам экспертов требуется не менее 30%). Основными проблемами в инновационной сфере являются низкая производительность труда, неэффективные механизмы коммерционализации инноваций, низкая творческая активность населения и т. д. Статья посвящена анализу творческой трудовой активности населения, которая в работе рассматривалась с позиций населения, склонного к занятиям творческой деятельностью, и интенсивности этой деятельности. В исследовании реализован комплексный подход к пониманию творческой трудовой активности. Акцент сделан на способах преобразующих творческих воздействий, их интенсивности, на мотивах, обусловливающих творческую трудовую активность населения. На основе данных мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» в 2009 г. и 2017 г., были выделены «полярные группы» населения (склонные / не склонные к творческой деятельности, а также часто подающие / не подающие рационализаторские предложения). Проведен анализ этих групп с учетом параметров восприятия ими работы, их морально-нравственных характеристик, а также распространенности ситуаций, связанных с проявлением отдельных морально-нравственных качеств (соблюдение законов, порядочность, уважение к родителям, старшим и др.). Показано, что в структуре мотивов населения преобладают материальные (для 90% населения работа воспринимается с позиции зарабатывания денег), нематериальные мотивы (достижение успеха в жизни, самореализация в деятельности, получение от нее морального удовлетворения и др.) распространены в 70–80% случаев. Проведен анализ морально-нравственных качеств выделенных групп населения. Показано, что верхние позиции в ранжированном списке морально-нравственных качеств у населения, склонного к творческой деятельности, занимают гуманистические (уважение к родителям, старшим и близким и др.), а также связанные с осуществлением морально-нравственного регулирования, в то время как на последних позициях находятся качества, обусловливающие пользу для других людей

Ключевые слова

мотивация; творческая активность; рационализаторство; нематериальные факторы мотивации

Полная версия статьи