Модернизация российского образования должна быть направлена на решение задач построения национально ориентированной экономики и формирование необходимого качества «человеческого капитала». Особое место в обеспечении потребностей современной экономики, научной сферы и образования занимает аспирантура. В настоящее время при сохранении ее стратегической задачи, связанной с подготовкой научно-педагогических кадров высшей квалификации, кардинально меняются структура аспирантских программ, в целом подходы к условиям их реализации. Поэтому представляет определенный интерес анализ количественных и качественных показателей процесса и условий подготовки кадров в аспирантуре, что и является целью данной статьи. Рассмотрены динамика численности организаций, осуществляющих подготовку аспирантов, и численности контингента обучающихся по программам аспирантуры, проблемы, обусловленные финансированием научной сферы, обеспечением ее потребности в кадрах, результативность подготовки аспирантов и иные показатели. Сделан вывод, что проблемы и тенденции, выявленные в системе подготовки аспирантов, вызваны в том числе и противоречиями между организационными формами, нормативными правилами, определяющими порядок подготовки аспирантов, и той социально-экономической реальностью, в которой эта подготовка осуществляется. Важным направлением в развитии аспирантуры и решении отмеченных проблем выступает разработка долгосрочных прогнозов с целью регулирования оптимальной численности аспирантов, других показателей деятельности аспирантуры с точки зрения потребностей современной экономики в целом и научной сферы в частности. Материалы статьи будут полезны органам власти при разработке кадровой политики в сфере науки
Ключевые слова
аспирантура, эффективность аспирантуры, количественные и качественные показатели деятельности аспирантуры