В исследовании представлен обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных вопросам мотивации и стимулирования труда работников, сделан вывод о необходимости использования комплексного подхода, предполагающего учет материальных и нематериальных аспектов, а также внутренних и внешних факторов. На основе анализа отечественных исследований выделен ряд этапов социально-экономических преобразований и показаны особенности мотивации населения на каждом этапе. Определено, что, несмотря на социально-экономические изменения, связанные с переходом в 1990-е гг. к рыночным отношениям, с трансформацией структуры занятости, большая часть населения продолжает придерживаться традиционных трудовых установок, в основе которых стремление к патернализму, гарантии занятости, а также неготовность рисковать. С использованием данных мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области за 2018 год обосновывается, что подобные особенности мотивации проявляются в отдельных аспектах трудового поведения и связаны с «пассивным» приспособлением к изменениям в трудовой жизни (например, в случае увольнения – трудоустройство по той же или смежной специальности и значительно реже установка на переподготовку и повышение квалификации). Сделан вывод о распространенности таких особенностей среди всего населения в целом и среди молодежи в частности. Отдельная часть исследования была посвящена анализу удовлетворенности населения отдельными мотивами и стимулами в разрезе населения, работающего / не работающего по творческой специальности, а также оценке того, как удовлетворенность мотивами и стимулами отражается на отдельных параметрах результативности трудовой деятельности. Показано, что у творческих работников была выше как производительность, так и оплата труда, при этом наибольшие различия между выделенными группами достигались по таким позициям, как прозрачная система карьерного роста и продвижения по службе, заинтересованность в творческом подходе, расширенный социальный пакет. Подобные результаты свидетельствуют о большом значении нематериального стимулирования для повышения эффективности использования потенциала творческих работников
Ключевые слова
стимулы, социально-экономические преобразования, мотивы, использование потенциала