Возможность реализации стратегических приоритетов в региональном развитии и активизация экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства являются необходимыми условиями успешного развития страны, решения экономических задач в рамках принятых в конце декабря 2018 года национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности». Первоочередной для решения этой задачи является постановка правильного и грамотно организованного процесса управления экспортной деятельностью среди субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. При этом одним из главных элементов в процессе управления станет оценка экспорта в малом и среднем предпринимательстве, которая позволит установить наличие и степень проявления той или иной характеристики, тенденций, происходящих в развитии экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства, сегодня в Российской Федерации этого нет. Поэтому цель исследования заключается в определении проблем оценки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе. В статье представлены результаты анализа теоретических аспектов и характеристики экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе. Проведен анализ тенденций российского экспорта в период с 2015 по 2018 год. Определена доля экспорта товарной и сегментной группы в общем объеме поставок продукции России на зарубежные рынки. Изучена и обоснована взаимосвязь в экономической науке категорий «экспорт» и «предпринимательские структуры». Уточнена общемировая классификация экспорта малого и среднего предпринимательства по размеру бизнеса. Проанализированы существующие особенности, сложившиеся в российской практике, в подходах и характеристике МСП в экспорте. Представлен анализ и характеристика участников МСП, осуществляющих экспортную деятельность, с разбивкой по федеральным округам и субъектам Северо-Западного федерального округа РФ. Показаны тенденции экспорта МСП в российских регионах. Описывается и детализируется перечень ключевых проблем, возникающих в процессе управления развитием экспортной деятельности в секторе малого и среднего предпринимательства. В заключение определены ключевые направления развития экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства
Ключевые слова
регион, предпринимательство, экономика, развитие, бизнес, экспорт, экспортная деятельность