Статья посвящена проблемам и перспективам профессиональной ориентации молодежи. Профессиональная ориентация – значимый фактор развития личности, в условиях рыночной экономики она выступает как одна из актуальных мер профилактики безработицы и бедности, особенно в сельской местности. Подходы, изложенные автором статьи, позволяют реализовать идеи Национального проекта «Образование» в части достижения нового качества образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций через модернизацию системы дополнительного образования. В статье представлен опыт профориентационной работы со школьниками, сложившийся в общеобразовательных организациях и системе дополнительного образования Вологодского муниципального района Вологодской области. Изложена практика реализации инновационных проектов федерального уровня, реализуемых школами в сетевом формате – в партнерстве с учреждениями высшего образования, науки и работодателями: «Школа агробизнес-образования им. М.Г. Лобытова», «Здоровьесберегающая сельская школа с медицинскими классами». Реализуемые подходы позволяют ориентировать школьников на выбор профессии в актуальных отраслях народного хозяйства (таких как агропромышленный сектор, здравоохранение и др.) и продолжение образования в регионе. Кроме того, результаты работы показывают высокую вовлеченность обучающихся в профориентационную деятельность, многообразные партнерские связи создают условия для открытости процесса образования, широкой социализации обучающихся, погружения в профессии. В долгосрочной перспективе данное направление деятельности можно рассматривать в качестве фактора сохранения молодежи на селе и, как следствие, устойчивого демографического развития
Ключевые слова
общее образование, профессиональная ориентация, самоопределение молодежи, инновации в образовании, дополнительное образование, сетевое взаимодействие