Показана роль предпринимательства как источника социально-экономического развития территорий, создания рабочих мест и реализации общественных целей. Обозначена необходимость изучения факторов, способствующих увеличению масштабов предпринимательства и стимулированию его интенсивности. Цель работы заключается в исследовании такого явления, как предпринимательские намерения населения, его сущности и факторов, влияющих на их формирование и развитие. Рассмотрена эволюция подходов к пониманию предпринимательских намерений как основы предпринимательства: от исследования характерных индивидуальных черт, которые отличают предпринимателей от людей, не занимающихся предпринимательской деятельностью, до учета восприятия предпринимательской среды. Обобщены подходы к трактовке предпринимательских намерений населения с позиций прогноза предпринимательского поведения, мотивации и готовности к созданию бизнеса, восприятия норм и действия в соответствии с нормами. Показано, что необходимо придерживаться комплексного подхода, принимая во внимание как индивидуальные особенности, так и воздействие внешней среды, и, тем самым, учитывать положения социально-когнитивной теории. Рассмотрено несколько групп факторов, влияющих на предпринимательские намерения, среди них социально-демографические характеристики, образовательный уровень и способности населения, специализированное образование в области предпринимательства, опыт предпринимательской деятельности, в том числе опыт предпринимательства у родителей, удовлетворенность работой, региональная специфика. На основе анализа зарубежных работ установлено, что влияние на предпринимательские намерения таких факторов, как гендерные различия, наличие образования в области предпринимательства и удовлетворенность работой, неоднозначно, в некоторых работах не установлено статистически значимых связей. Практическая значимость исследования заключается в выделении факторов, которые определяют наличие, интенсивность и характер предпринимательских намерений и могут учитываться при создании среды для их развития и проявления. На следующем этапе планируется рассмотреть влияние предпринимательских намерений на предпринимательскую активность населения, выявить возможности для усиления положительных эффектов
Ключевые слова
регион, предпринимательство, население, социально-демографические характеристики, социально-экономическое развитие территории, предпринимательские намерения